Как прийти к истинной демократии?
Сингапурский эксперимент: правильная диктатура
Вопрос: В марте этого года скончался Ли Куан Ю – один из создателей сингапурского "экономического чуда".
На пустом болотистом месте на окраине Малайзии, вокруг которого ничего не было, кроме английской военной базы, за короткий период в 50 лет было основано самое процветающее государство мира. Но в этой стране нет ни капли демократии в том смысле, в котором ее понимают развитые страны.
Как удалось этому государству, сохраняя жесткость управления и диктатуру закона, сделать то, что делают такие большие страны, как Америка и Англия?
Ответ: Я не считаю демократию в том виде, в котором она существует везде, достойной называться демократией. Это не власть народа, а ее имитация: кучка людей прибирает к рукам все экономические, политические, общественные, военные ресурсы и говорит, что у них демократия, и они действуют от имени народа.
До тех пор, пока мы находимся под влиянием внутреннего эгоизма без уравновешивающей его альтруистической силы природы, демократии быть не может. Демократия – это то, что строится на противоположности, на противовесе, на уравновешивании двух сил: положительной и отрицательной, нашего эгоизма и силы отдачи/любви.
Существует сила ненависти, отталкивания и сила притяжения, связи, которые должны быть в равновесии друг с другом. Если эгоизм уравновешивается положительной силой, он не может быть плохим. И наоборот, любовь и отдача без эгоизма могут привести к еще худшим эксцессам, чем эго.
Иными словами, мы созданы в системе, находящейся в равновесии плюса и минуса, между которыми остается включить какую-то нагрузку, задающую правильное направление всей работы системы.
А если положительной силы нет или она минимальна и держится только на страхе уничтожения, то у нас нет условий для демократии – мы "выпадаем" из системы, в которой проявляются обе силы. И поэтому, существуя только в эгоистической системе, самое подходящее для нас – это правильная диктатура.
Если государством правит король, то он заботится о своей стране, о своих подданных, не уничтожает их, они считаются его! Он – хозяин! А в демократической стране нет хозяина. Мы даем избранной партии порулить два-три года, пять лет, а что потом? Какая разница верхушке, что будет потом?! Потом их уже не переизберут, поэтому им надо сейчас нахватать все, что можно.
Поэтому диктатура в Сингапуре – это прекрасный метод правления. Правильная диктатура, проводимая умным человеком, который понимает, с каким народом имеет дело, приносит свои плоды. Ведь 75% населения Сингапура составляют китайцы, привыкшие действовать по команде и четко все выполнять. Этот пример просто так не скопируешь.
Демократия в форме "Санэдрин"
Вопрос: Я слышал, что во главе правильного государства должны стоять каббалисты, которые, зная законы Природы, будут управлять им в интересах всего общества. Что будет находиться в основе морального импульса их поведения? Не будут ли они заражены вирусом стяжательства, не захотят ли обогатиться, добившись власти?
Ответ: Есть такое понятие как "Санэдрин" (Великое Собрание), когда собираются 120 каббалистов и, объединяясь в круге, обсуждают все насущные вопросы. При этом обсуждение не основывается на различии мнений, что характерно для нашего мира, в котором считается, что в диспуте рождается истина.
Никакой истины в диспуте нет, потому что изначально он держит нас на уровне животного состояния и не может поднять над ним. А мы должны приподняться над собой, ведь нашей ступенью можно руководить только с более высокого уровня. Мы как будто поднимаемся в наше следующее состояние, из которого можно увидеть, как к нему прийти.
Это происходит, когда люди объединяются между собой вопреки всем разногласиям в одно единое целое, уничтожая свой эгоизм ради того, чтобы прийти к общему сердцу и общему разуму. Это особое внутреннее напряжение и практика.
Исходя из состояния единства и лишь дополняя друг друга, мы начинаем приходить к общему мнению. Но оно не складывается из частных мнений, а ощущается из общего объединения. Именно в таком виде должна проявляться система управления государством и народом.
Как избежать борьбы и разногласий?
Вопрос: Сегодня многие государства пытаются в той или иной степени воспроизвести эту модель. Возьмем, к примеру, Турцию, где власть постепенно сосредоточилась в руках одного человека, или Россию, которая даже не скрывает, что живет и процветает благодаря одному человеку. Есть масса других примеров и в менее развитых странах.
Выходит, что создание таких пирамид власти – единственный путь, по которому должно пойти человечество? Но где тогда взять людей, которые обеспечат именно такой способ управления? В конечном счете в том же Сингапуре поначалу не было коррупции, но постепенно все хлебные места достались родственникам, друзьям и знакомым Ли Куан Ю. В итоге, была создана некая каста.
Ответ: Естественно, эта модель не может вечно существовать в идеальном виде, поскольку начинается подкуп, борьба за власть и пр. Какое-то время она может продержаться на неком идеале, а потом все скатывается на обычные эгоистические рельсы.
Вопрос: Чем защищены каббалисты, чтобы, управляя страной, не прийти к этому?
Ответ: Тем, что объединяясь между собой, 120 виднейших мудрецов народа избегают борьбы и разногласий. Именно в таком состоянии они начинают обсуждать какой-то вопрос, и из своего объединения получают на него ответ. Ведь единство между ними является их следующей целью, к которой они должны прийти и привести весь народ.
Вопрос: Являются ли обсуждения в кругах, которые организуют ваши ученики, маленькой копией этой формы объединения?
Ответ: Да, обсуждения в форме "круглых столов" организуются не только в Израиле, но и по всему миру. Мы практикуем собрание в так называемый "миньян" (в десятки) мужчин и женщин, которые реализуют объединение, отрываясь от себя и приподнимаясь над собой. Каждый вкладывает себя в остальных, и все мы стремимся быть абсолютно равными – ни один из нас, ни в коем случае, не больше и не меньше.
Мы стремимся найти между собой четкую систему внутреннего равновесия и следить за ней так, чтобы все были равны, включались друг в друга, чтобы каждый потерял себя в нашем единении и из "я" пришел к состоянию "мы", а из "мы" – к состоянию "один": как один человек с одним сердцем.
Из ТВ программы "Беседы с Михаэлем Лайтманом", 01.04.2015
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.